Философия айкидо в реальной жизни. Айкидо в массовом сознании всегда воспринималось не только как разновидность восточного единоборства, но и как сложная философско-этическая система, уходящая своими корнями в восточную религию и мировоззрение. Связано это в первую очередь с тем, что основатель айкидо, Морихей Уэсиба сенсей, на протяжении большей части своей жизни был членом синтоистской секты Омото-кё. Последователи Омото-кё исповедовали весьма миролюбивую идеологию, отказываясь от агрессии и насилия как средства для решения повседневных проблем. Впрочем, уже тогда их взгляды не мешали одновременно посещать додзё Уэсибы «Кобукан», которое трудно назвать средоточием доброты и нежности. Как бы то ни было, О-сенсей был очень религиозным человеком и многие принципы и нюансы айкидо объяснял именно с помощью философских аллегорий. Подобный подход со временем закрепил за айкидо славу одного из наиболее духовно богатых боевых искусств, и благодаря этой славе, очень часто в додзё приходят люди, которые воспринимают эти аллегории слишком буквально. К первой группе можно отнести людей, которые упорно пытаются разобраться в религиозной подоплёке айкидо. Они почему-то считают, что если Уэсиба сенсей был членом секты Омото-кё, то все ритуалы, которые традиционно соблюдаются практически в любом додзё, обязательно носят какой-то религиозный подтекст. Некоторым это нравится, и они хотели бы уделять больше времени синтоистским ритуалам на тренировке (вместо того, чтобы немилосердно откручивать друг другу руки), другим наоборот, православная вера не позволяет нормально отрабатывать техники в зале, где висит камидза и портрет Уэсибы. В любом случае, каждый занимающийся должен понимать, что современное айкидо не имеет отношения ни к одной из религий. Более того, в некоторых клубах инструктора достаточно негативно относятся к любым церковным организациям, эксплуатирующим религиозную философию для привлечения населения (и их финансовых средств) в свои приходы. Вся якобы религиозная аттрибутика, присутствующая в зале – это не более чем дань традиции, стандартное оформление любого додзё. Ну а разнообразные ритуалы в начале и конце тренировки – это не более чем самонастрой на предстоящую работу или воспоминания о нюансах, продемонстрированных сенсеем в ходе тренировки, а также демонстрация уважения мастерам, которые разработали такую боевую систему как айкидо. Ко второй группе можно отнести тех новичков, которые, придя в зал, тут же пытаются узнать, где находится «Ки» и как им нужно воспользоваться. Эти люди почему-то искренне верят, что Ки – это какая-то единая Сила во вселенной, и на тренировках айкидо обучают молодых Скайвокеров. В то же время сенсей Годзо Сиода, размышляя о Ки, говорил, что в том виде, в котором оно подразумевается при выполнении приёма - это ни что иное, как совокупность таких факторов, как правильная стойка, ощущение центральной линии, правильное дыхание и умение сконцентрировать силу в одном направлении. В этом случае айкидока достигает совершенного равновесия, и это равновесие и есть как раз Ки.Таким образом, никакой мистики или метафизики на занятиях айкидо такие люди не находят. Для того, чтобы выполнить технику на более сильном противнике требуются не магические таланты, а умение сохранять собственное равновесие и чувствовать как можно вывести из равновесия своего оппонента. Ну и, наконец, главная особенность айкидо – это отнесение его к искусству мира, добра и человеколюбия. При этом победа в противоборстве достигается не за счёт столкновения сил, а за счёт перенаправления энергии атакующего куда-нибудь мимо. Этот штамп вполне может считаться основным, если рассматривать айкидо, как своеобразный устоявшийся бренд. Этот принцип активно тиражируется всевозможными психологами, психотерапевтами, маркетологами, бизнес-консультантами и прочими интеллигентами для придания своим аргументам эдакой восточной мудрости. В действительности, ни одно боевое искусство не базируется на агрессии, как на средстве взаимодействия с окружающим миром. Каратист, дзюдоист или муайтаевец, достигший определённых успехов, никогда не станет вести себя вызывающе или агрессивно, поскольку агрессия – это проявление собственных страхов и неуверенности, а эти ребята слишком хорошо знают себе цену и отдают отчёт своим способностям. Участие в соревнованиях для них – это не более чем тренировочный этап, ну и, конечно, спортивный азарт. При этом многие айкидоки, не опасаясь возможности получить в бубен прямо на татами, любят порассуждать о собственной исключительности и собственном величии, что, безусловно, свидетельствует о том, что далеко не каждый айкидока a priori является носителем миролюбивых идей всеобщей гармонии. Другими словами, айкидо, точно так же как и любое другое боевое искусство, направлено в первую очередь на духовное и физическое самосовершенствование человека. При этом, если судить по целям, айкидо здесь не исключение. Итак, айкидо не стоит обособленно от других боевых искусств. Его идеи базируются на всеобщей гармонии и неприятии агрессии, но точно также, как и в любом другом единоборстве, понимание этого достигается в ходе длительных и достаточно интенсивных тренировок. Ограничиться приятными размышлениям о всеобщей любви и принципах айкидо в повседневной жизни, не ступая на татами, и не потратив значительных физических сил, не получится.
Источник: http://u.to/filosofija-ajkido-v-realnoj-zhizni/oWxOAQ |