Техники - это средство для выражения духовных принципов Айкидо. Это не застывшие формы, поскольку «изменение и адаптация являются сущностью Айкидо». Морихэй не очень много говорил о технических аспектах тренировки в Айкидо, поскольку он был уверен в том, что, «Если твое сердце истинно, то твои техники будут правильными».
Наиболее полное техническое представление техник Морихэя можно найти в книге Будо. Вдобавок к намекам, содержащимся в дока относительно выполнения техник Айкидо, Морихэй также акцентировал внимание своих учеников на следующих основных положениях:
«Даже если наш Путь абсолютно отличен от воинских искусств прошлого, не обязательно полностью отказываться от старых способов. Впитывайте достойные традиции в Айкидо, одевая их в свежие одежды и строя на классических стилях, чтобы создать лучшие формы.»
«Наши техники используют четыре качества, которые отражают природу мира. В зависимости от обстоятельств, вы должны быть: твердыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как вода или пустыми как космос.»
«Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и это самая стабильная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник бесконечных техник. Квадрат символизирует твердость и прочность, основу применяемого контроля.»
«Хорошая стойка и позиция отражают должное состояние сознания. Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и отцентрированно. Если вы отцентрированны, то вы можете двигаться свободно. Физический центр -- это ваш живот; если ваше сознание также находится там, то вам гарантированна победа в любом вашем начинании.»
«Не смотрите в глаза своему противнику: он может загипнотизировать вас. Не фиксируйте свой взгляд на его мече: он может напугать вас. Не фокусируйтесь на своем оппоненте вообще: он может поглотить вашу энергию. Сущность техники в том, чтобы привести своего оппонента полностью в свою сферу. И тогда вы сможете стоять там, где вам нравится - в неприступной позиции.»
«Когда противник двигается вперед, двигайтесь навстречу ему и приветствуйте его; если он хочет тянуть назад, позвольте ему идти туда, куда он хочет.»
Как сказано в Будо, техники в Айкидо структурно разделены на шесть «столпов»:
- Сихо-нагэ (бросок на четыре стороны)
- Ирими-нагэ (бросок вхождением)
- Кайтэн (движение открыть-и-повернуть)
- Кокю-хо (техники силы-дыхания)
- Осаэ-вадза (техники удержания)
- Усиро-вадза (техники против атак сзади).
СИХО-НАГЭ
Первый из шести столпов техник Айкидо -- это сихо-нагэ. Эта техника выражает собой ту благодарность, которую испытывает занимающийся Айкидо человек к жизни во всех «четырех направлениях»; обычно это первая техника, которую изучают ученики (но которой не так-то легко овладеть).
Морихэй демонстрирует сихо-нагэ в форме ханми-хантати. Ключ к правильному выполнению сихо-нагэ в том, чтобы расширять свою ки через кончики пальцев (фото 1) и держать руки, бедра и стопы на одной прямой линии.
ИРИМИ-НАГЭ
Ирими, второй столп техник Айкидо, означает "входить", физически и духовно, в атаку, одновременно отступая с линии атаки в сторону. Морихэй сначала выводит своего партнера, а затем опрокидывает его в сторону и удерживает в таком положении в одной из вариаций техники ирими в положении сидя.
КАЙТЭН
Кайтэн, третий столп Айкидо, означает «открыть и повернуть». В «Будо» Морихэй описывал эти движения еще как кайка («повернуть и трансформировать»), моментальную адаптацию к любой атаке. В кайтэн человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять.
![kaiten2](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/kaiten2.jpg) ![kaiten4](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/kaiten4.jpg)
Наиболее часто кайтэн применяется в котэ-гаэси. Большой поворот кайтэн против атаки сёмэн (1) показан под двумя разными углами (2, 3). КОКЮ-ХО Кокю-хо, «техники силы-дыхания», составляют четвертый столп Айкидо. Морихэй говорил: «Дыхание - это нить, связывающая мироздание воедино. Когда вы можете почувствовать бесконечное число вариаций дыхания во вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо». В старые времена считалось, что техники кокю-хо содержат секрет истинной силы, и поэтому их никогда не преподавали открыто. ![Kokyu1](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Kokyu1.jpg) ![Kokyu2](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Kokyu2.jpg) ![Kokyu3](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Kokyu3.jpg) ![Kokyu4](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Kokyu4.jpg)
Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», - это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки. Морихэй демонстрирует классическую форму.
ОСАЭ-ВАДЗА
Осаэ-вадза, «техники удержания», составляют пятый столп Айкидо. Удержания представляют совершенный контроль, правильное разрешение техники. Удержания также служат для растягивания и стимулирования мышц и суставов партнера, что помогает делать их гибкими, сильными и здоровыми. ![Ikkyo1](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Ikkyo1.jpg) ![Ikkyo2](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Ikkyo2.jpg) ![Ikkyo3](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Ikkyo3.jpg) ![Ikkyo4](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Ikkyo4.jpg) ![Ikkyo5](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/Ikkyo5.jpg)
Классическая техника иккё («удержание номер один») начинается с выведения партнера (1), рубящего движения в сторону (2, 3) и мощного входа (4); (5) -- ракурс под другим углом. Техника завершается удержанием, иммобилизующим противника.
УСИРО-ВАДЗА
Усиро-вадза, «техники против атак сзади» - это шестой столп Айкидо. «Благодаря практике техник против атак сзади, - писал Морихэй, - человек учится тому, как тренировать свое сознание и тело против атак со всех сторон. Техники против атак сзади открывают окно сознания и развивают шестое чувство». ![USHIROWAZA](http://www.aikiportal.com.ua/images/stories/aikido/USHIROWAZA.jpg)
Захваченный за обе руки сзади, Морихэй объединяет силу-дыхание и движение тела, чтобы сломать стойку партнера.
Источник: http://u.to/tekhnika-ajkido/6GhSAQ |